Радж Пател

ЦЕННОСТЬ НИЧЕГО

 

left назад                                               Фрагмент 19                                           вперед right

Скачать всю книгу

 

 

 

 

 

О ПРАВЕ ИМЕТЬ ПРАВА

 

/123/ Участники Виа Кампесина не первые, кто высказал идею «право иметь права». Ханна Арендт использовала эту идею, чтобы описать тяжелое положение народа, лишенного своей страны – еврейских беженцев в годы между двумя мировыми войнами. В своей книге «Истоки тоталитаризма» она отмечает такое наблюдение: «Люди, лишённые прав человека… лишаются не права на свободу, а права на действия, не права думать, о чём хотят, а права высказываться… мы узнали о существовании права иметь права… только когда появились миллионы людей, которые потеряли его и не могли восстановить из-за новой геополитической ситуации».14

Можно было бы подумать, что эти права – в лучшем случае совесть, к которой можно взывать, когда всё остальное утрачено. Но права Виа Кампесина имеют вполне конкретные следствия. Поначалу это движение устроило множество встреч и дебатов. Речи о «праве народа иметь права» – не программа действий, которые предшествуют конкретным требованиям – это волеизъявление.15  

В серии повторяющихся определений на успешных митингах участники Виа Кампесина ясно дали понять, что они не предлагают полностью отменить рынки или международную торговлю. Они только хотят, чтобы рынок перестал господствовать. Они хотят общественного контроля над рынками, чтобы востребовать некую стоимость от того, что свободные рынки разрушают. Проблема в том, что в ходе этого повторяющегося процесса всё больше людей набивается в эту палатку, палатка раздувается, чтобы вместить всех желающих, и может, в конце концов, лопнуть. В более позднем определении это выглядело примерно так: «давайте все соберёмся за столом, и обсудим» – но дело зашло слишком далеко. Определение 2007 года выражало желание собрать «производителей, поставщиков и потребителей» продовольствия под одной крышей – но осуществление этого вызвало конфликт на той же самой стороне стола переговоров. /124/ Конфликты неизбежны в процессе выяснения, что на самом деле хочет движение. Это коллективный вариант вопроса, заданного Эдвардом Морганом Форстером: «Откуда мне знать, что я думаю, пока не пойму, что сам сказал?»16

Все мы на собственном опыте знаем: нет никакой гарантии, что фраза, слетевшая с языка первой, окажется самой лучшей идеей, необходимой миру. Одно из прав, за которые борются эти движения – право делать ошибки и учиться на собственных ошибках. И это работает. К счастью, последнее определение продовольственного суверенитета, наиболее ясное и логичное.

На конференции в Мапуту, Мозамбик, в 2008, участники Виа Кампесина придумали новый девиз и стратегию продовольственного суверенитета, которой они целятся в транснациональные корпорации. Новый девиз наиболее разоблачающий, потому что раскрывает самое распространённое неравенство в обществе:

«Продовольственный суверенитет – это конец всех форм насилия над женщинами».

Вот вам заявление беднейших людей всего мира, представителей крестьян, являющихся синонимом самых тёмных и необразованных людей. Несмотря на это, их последняя декларация демонстрирует понимание голода, как проявления тысячелетней эксплуатации и искажения отношений вокруг определения стоимости. Они диагностируют проблему голода и бедности не как нехватку пищи, но как нехватку власти. Вот почему идея, покончить со всеми формами насилия над женщинами, фундаментальна. Помимо физического насилия: изнасилований, издевательств и побоев, которым подвергается каждая третья женщина за время своей жизни,17 голод – форма насилия, которой женщины подвергаются несоразмерно. Из людей, голодающих сегодня во всём мире,  60% – это женщины, девушки и девочки. Эта история происходит в равной мере, как в бедных странах, так и в богатых, когда матери отдают свою порцию еды детям. Когда женщина не может продать свои продукты на рынке, потому что субсидированная альтернатива из Европейского Союза или США дешевле – это тоже разновидность насилия. Когда семья не может себе позволить отправить дочерей в школу, потому что они нуждаются в их рабочей силе дома, это также форма насилия. Переселение, к которому принуждает изменение климата – тоже форма насилия.18

/125/ Путь Виа Кампесина многообещающий. Если предстоит восстановить гражданские права, то каждый должен уметь сформулировать свои права. Для этого нет естественного или очевидного пути. Вот почему так много определений продовольственного суверенитета, и так много способов требовать его. Хотя похожие сюжеты можно найти почти всюду, например, в Соединённых Штатах. Эта история произошла в Иммокали, местности, на юге штата Флорида. Здесь участники Виа Кампесина организовали контрнаступление в ответ на экспансию капитализма, который не только превратил землю и труд в товары, но и самих рабочих в рабов.